Понедельник, 20.05.2024, 07:58&
Муниципальное учреждение культуры
"Межпоселенческая центральная библиотека"
Акшинского муниципального округа
                     
                                    
                                                  

<<< НАЧАЛО

     Хорошим продолжением в познании окружающего можно использовать и другие стихи Б. Макарова «Кому что» (о пчёлах и сыче), «В весеннем лесу» (про зайца), «Редиска», «Стихи о жёлтом цыплёнке», «У весеннего ручья», «Стихи о летящем муравьёнке».

     Невозможно оставить без внимания и следующие произведения, так необходимые для чтения и обсуждения с юными читателями.
Благодатный материал для привития любви к книге, к чтению можно использовать во время чтения и обсуждения интересной и доступной для восприятия ребенком представленной информации из текстов стихотворений Б. Макарова: Воробьиный первый класс
За наличником у нас –
Воробьиный первый класс.
Сразу видно – не хватает
Воробьятам нужных книг:
Хором птахи изучают

Буквы слова «Чик-чирик».
 
Привлекают внимание и заключительные строки стихотворения Б. Макарова «Большая радость»:
Писатель дом построил
В сто комнат – сто страниц.
Обложку-дверь откроешь –
И в мир зверей и птиц
Войдешь ты без преграды,
Их другом можешь стать.
…Большая радость –

Умение читать.
 
Очень хочется, чтобы и воспитатели дошкольных учреждений, и учителя первоклассников обратили внимание свих воспитанников на стихотворение Дагбы Ринчинова «Нашему букварю»


От «А» до «Я» мы знаем буквы.
Читаем, пишем все слова.
Нам кажется порою, будто
Нас в сказку азбука ввела.
Нам мир открылся бесконечный,
Рассеялась незнанья хмарь.
И потому мы будем вечно
Тебя благодарить, Букварь.

Естественным продолжением можно считать и такие произведения.
О бережном отношении к родному языку можно поговорить с детьми, используя стихотворение Б. Макарова «Слово о словах»

Маша, Саша, Вова, Лёва
Полюбили слово «клёво»,
Даша, Груша, и Анюта
Полюбили слово «круто».
И теперь сильнее злого
Надоели комара
Два нелепых, глупых слова –
Клёво, круто, круто, клёво,
Что звучат везде с утра.
И к словам-уродам этим
Каждый так теперь привык,
Будто все уже на свете
Позабыли наш язык –
Мудрый, звонкий и свободный,
Чище утренней зари,
На котором и сегодня
С нами Пушкин говорит.
И в продолжение, его же стихотворение «Блин»:
«Блин» сегодня, как «ку-ку»,
В роще зазвучало.
Прилепилось к языку
Слово-прилепала.
Повторяю «блин» да «блин»,
Даже не желая,
И с друзьями, и один,
Вроде попугая.
Не идёт из головы
Надоеда-слово.
- Как живёшь? – спросите вы.
Я скажу:
- Блиново…

Другой, не менее интересный и полезный повод о бережном отношении к родному языку представлен в стихотворении Доржо-Ханды Цынгуевой «Слово о слове»

Не для вражды, не для угроз взаимных –
Для песен и стихов нам Богом дан язык.
В нём шелест трав, журчанье вешних ливней,
Вздох старика, младенца первый крик…
Чтоб меньше было грязного и злого,
Язык от зла и грязи сохраним.
Нам надо помнить – первым было СЛОВО,
Добро и зло пришли потом – за ним.
Не менее важно и другое её стихотворение «Родная речь»:
Родная речь – из сердца матери,
Из глубины минувших лет.
На ней ни ржавчины, ни вмятин,
Как на клинке булатном, нет.
Родная речь – душа народная
Не потускнеет, не умрёт.
Живая, яркая, свободная,
Она бессмертна, как народ.
Родная речь – святыня высшая,
И надо нам ее беречь.
Чтоб наши правнуки услышали
Родную речь.
Родную речь…

А вот из стихотворения Хандажап Будаевой «В мире слов» можно многое познать нашим современникам:

В мире много мрачного и злого,
Если в жизнь всмотреться без прикрас.
Доброго целительного слова
Просит сердце каждого из нас.
От пустых хлопот изнемогаем.
Устаем от всякой ерунды.
И нередко молча пробегаем
Мимо человеческой беды.
А беда чужою не бывает,
Убеждались в этом мы не раз,
Только вот не каждый понимает
Мудрость старой истины подчас.
Мучаясь и радуясь над строчкой,
Зажигаю добрых слов огни.
Может быть, холодной тёмной ночью
Обогреют путника они…

Полезны для современных читателей и такие стихи.
Подумайте, как не оказаться в подобной ситуации. Можно и проинсценировать стихотворение, чтобы во время обсуждения сделать определённые выводы для себя и дать полезный совет другим.
Б. Макаров Случай на уроке
В самом начале описано своеобразное путешествие по карте. А затем речь идет об одном из нерадивых учеников:

…Потерзав листы в журнале,
Повздыхав в тоске-печали,
Наш учитель Узнавалин
Взял Петрова Вальку «в плен».
Вызвал к карте:
- Покажите,
Где у нас страна Египет:
Покажите – расскажите,
Где течёт красавец Нил.
Валька лихо взял указку
И несчастную Аляску
Чуть указкой не пронзил.


Почитайте в тексте, о какой реакции жителей Египта пишет поэт, и почему именно так одноклассники восприняли ситуацию с нашим нерадивым героем:

…Класс хохочет.
От обиды Валька плачет в уголке.
Кол
Торчит,
Как
Пирамида,
У Петрова в дневнике.
…Где-то там, в истоках Нила,
А быть может, чуть пониже,
Проживают крокодилы
В глубине от ила рыжей.
На песочек выползают
И о Вальке вспоминают:
- Если будет так учиться,
Может снова заблудиться.
Класс позорить не дадим –
Целиком его съедим.
И хохочут…
От обиды
Валька плачет в уголке.
Кол
Торчит,
Как
Пирамида,
У Петрова
В дневнике…

А завершает интересную школьную тему стихотворение Б. Макарова «По утрам идем мы в школу»:

По утрам идем мы в школу,
Я, Тимур, Даши и Коля,
По тропинке, по бульвару,
Мимо нашего Алдара.
Мы выравниваем строй.
- Нас приветствует Герой.
Улыбается Алдар:
- Я в обиду вас не дам.
Кораблям чужим без спроса
Не дадут блуждать матросы
Возле наших берегов.
Надо будет – мы врагов
От родной земли прогоним.
Не сгорим и не потонем.
Ну, а вам желаю – чтобы
Не отстали вы в учёбе.
… Идём перед Героем
Матросским дружным строем.
Крепки и шаг, и взмах.
…Дрожат от страха двойки
И прячутся в кустах.

     Очень хочется, чтобы и педагоги, и работники библиотек, и родители серьёзно отнеслись к изданию этого востребованного в наше время сборника стихов Б. Макарова «Самый лучший подарок», во время чтения и обсуждения которых мы, взрослые, поможем нашему подрастающему поколению найти ответы на многие волнующие его вопросы.
 
Кивлева А.Н.,
ветеран педагогического труда,
Почётный работник общего образования Российской Федерации,
Заслуженный работник образования Читинской области

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 49  50  51 

МУК "МЦБ" Акшинского муниципального округа
674230, Забайкальский край, с. Акша, ул. 1 Мая, д. 13.
Тел.    8-30-231-3-16-84
mail:   olia.bolotova2012@Yandex.ru