Среда, 08.05.2024, 22:23&
Муниципальное учреждение культуры
"Межпоселенческая центральная библиотека"
Акшинского муниципального округа
                     
                                    
                                                  

«Не только разумом, но и сердцем» 
(к 105-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского)
28 сентября 2023


       «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника».

                                                              В. А. Сухомлинский

    
      Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Член- корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, Герой Социалистического труда, заслуженный учитель Украинской ССР.
За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:
  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".
     В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического  воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях. Сухомлинский писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова. Он разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».
 

 
     Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.
По словам Сухомлинского «Человек начинается с добра».  Все его произведения проникнуты добром и теплом, обучают быть человеком – добрым, честным, искренним, справедливым.

      Представляю вам подборку цитат педагога Василия Сухомлинского:

О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ
1.    Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
2.    Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
3.    Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
4.    Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.
5.    Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
6.    Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.
7.    Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.
8.    Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.
9.    Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.
10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.
11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он... Хочется сказать: не спешите с выводом — на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова — безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы.

 О СЕМЬЕ:
1.    Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
2.    Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
3.    Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
4.    Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
5.    Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
6.    Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.
7.    Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
8.    Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.
9.    В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.
11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:
1.    Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
2.    Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.
3.    Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
4.    Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.
5.    Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.
6.    Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.
7.    Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
8.    С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.
9.    Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.
10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.
12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.


 
      Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали золотым фондом отечественной педагогики. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о роли и значении педагога, о педагогических принципах актуальны, важны, полезны сегодня.
 
Васильева Т.. В.
            - главный библиотекарь библиотеки – филиала №10 с. Нарасун
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 49  50  51 

МУК "МЦБ" Акшинского муниципального округа
674230, Забайкальский край, с. Акша, ул. 1 Мая, д. 13.
Тел.    8-30-231-3-16-84
mail:   olia.bolotova2012@Yandex.ru