Четверг, 09.05.2024, 09:52&
Муниципальное учреждение культуры
"Межпоселенческая центральная библиотека"
Акшинского муниципального округа
                     
                                    
                                                  

«Долг  перед  предками»
Обзор  краеведческой  работы  М. Г. Сариевой  

23 марта 2022

     Предлагаем  вашему  вниманию  обзор  краеведческой  брошюры,  изданной  в  2022  году  методическим  кабинетом  МУК  МСКО. 
     Автор – жительница  Курулги – Манидари  Галсановна  Сариева.  Называется  работа:  «Долг  перед  предками».  Этнографические  очерки.
     М. Г. Сариева  родилась  в  1952  году  в с. Курулга,  работала  фельдшером.  Историей  хамниган  заинтересовалась  еще  в  школьные  годы  и  всю  жизнь  собирала  материал.  Сейчас  работает  над  словарем  хамниганского  языка:  курулгинский  диалект,  который  признан   в  Монголии  самым  древним  сохранившимся  языком  хамниган.  М.Г.Сариева  продолжает  изучение  истории  хамниган  и  хочет  добиться  признания  их  малой  нацией.
     В  начале  автором   подробно  описана  история  возникновения  и  проведения    обычая  празднования  Нового  года.   В давние  времена  Цаган  Сару  отмечали  в  сентябре,  но  в  1267  году  Новый  год  стали  отмечать  в  феврале  в  связи  с  окончанием  суровой  зимы  и  наступлением  весны.  Это  праздник  радости  и  обновления,  он  не  только  народный,  но  и  религиозный,   имеет  глубокий  сакральный  смысл,  для  человека  это  вход  в  другой  отрезок  времени.  Каждый  буддист  знает,  что  с  обновленным  сознанием  он  может  улучшить  не  только  личное  пространство, но  и  весь  окружающий  мир.  Очень  важно  в  это  время  совершить  необходимые  обряды,  чтобы  Новый  год  был  удачным,  без  ущерба  и  болезней. 
     По  преданиям,  Курулга  была  открыта  Чингисханом,  как  место  хуралов,  больших  собраний,  состязаний  племен,  объединившихся  в  армию  Чингисхана.  Имя  селу  дал  Чингисхан.  Курулга  -  от  слова  хурал.  Именно  на  курулгинской  земле  Чингисхан  был  провозглашен  императором  в  1206  году.  На  втором  хурале  в  1229 году  был  избран  Хан  Мункэ,  который  правил  до  40-х  годов.  На  третьем  хурале  в  1254  году  был  избран  Хан  Сурган  чин,  который  правил  до  1268  года.  У  потомков,  живущих  на  месте  хуралов,  своя  миссия:  не  покидать  свою  родину,  содержать  место  съезда  в  хорошем  состоянии.  По  преданию,  во  времена  Чингисхана  возле  Курулги  из  песка  создан  большой  курган,  под  которым  погребены  1000  статуй  Будды,  ждущие  своего  открытия.  Создавая  курган,  люди  носили  песок  с  Онона  за   18-19  километров  в  деревянных  кадках  с  коромыслом.  Есть  сведения  о  том,  что  здесь  же,  в 1924  году,  в  сопках  зарыли  в  землю  статую  Бурхана – Бум  Минтугва.  Этот  курган  в  пади  Байца  стал  местом  паломничества.
     Примерно  в  1204  году,  разгромив  ханство  найманов,  Чингисхан  взял  в  плен  ученого  уйгура  и  поручил  ему  обучить  всех  своих  сыновей,  братьев,  нукеров  грамоте.  В  наше  время  эту  письменность  называют  старомонгольской. Курулгинские  хамнигане  являются  потомками  племен  Киданей,  протомонголами.  Истоками  письменности  считают  традицию  кочевых  народов  высекать  слова  на  камнях.  М.Г.Сариева  считает,  что  коренное  население  в  Курулге  -  это  хамнигане.  В  1960 – 1970 годах  прошлого  века  здесь  велись  научные  исследования  бурятских  диалектов. Ученые  хотели  составить  диалектическую  карту,  но  эта  работа  осталась  незавершенной.  Есть  надежда,  что  история  и  язык  хамниган  будут  изучаться  в  будущем.  В  Курулге    многие  разговаривают  на  хамниганском  языке  с  детьми,  родственниками,  друзьями,  соблюдают  традиции.
     В  прошлом  Курулга  была  богатым  селом,  люди  занимались  скотоводством,  охотой.  Мужчины  несли  службу  по  охране  границы,  стерегли  свои  стойбища  от  воров  и  бандитов.  Женщины   шили  одежду,  обувь,  готовили  пищу,  воспитывали  детей.
     Первые  русские  прибыли  в  Курулгу  в  1861  году.  Их  дети  учились  при  Церкви,  а  дети  коренных  жителей  обучались  в  Дацане.  С  1926  года  учителя  обучали  детей  по  домам  за  арендную  плату.  В  начале  30 – годов  в  селе  была  построена  Народная  школа,  в  которой  работали  такие  кружки:  драматический,  резьба  по  дереву,  музыкальный,  где  осваивалась  игра  на  гармони,  балалайке,  мандолине,  гитаре,  скрипке.  При  школе  имелся  трудовой  лагерь,  где  ребята  обрабатывали  колхозные  поля,  ухаживали  вместе   с  учителями  и  вожатыми  за  коровами,  лошадьми,  свиньями.  В  пади  Жаргалантуй  работала вторая  4-летняя  школа,  где   детей  обучали  латинскому  языку,  также  была  хорошо  организована  работа  кружков:  музыкального,  драматического,  шахматного,  художественной  самодеятельности,  моделирования. Для  примера: Иван  Силинский,  посещая  кружок  моделирования,  сделал  модель  самолета,  который  летал.  Это  был  первый  самолет,  который  увидели  ребята.
     После  развала  колхозов  сельчане   оформили   земельные  паи  и  активно  работают,  строят  стоянки,  вкладывая  свои  средства.  Наблюдается  в  этом  деле  активность  молодежи. 
     С  теплотой  пишет   автор  о  жителях  Курулги,  их  труде  на  благо  села.  В  частности,  говорится  о  библиотекаре -   Кареловой  Надежде  Семеновне,  участнице  Великой  Отечественной  войны -   Таловой  Марии  Матвеевне,   рассказчице  легенд - Батуевой  Долгоржап,   Батуеве  Радна -  веселом  человеке,  фронтовике,  дошедшем  до  Берлина,   сестрах  Дагбаевых  и  многих  других.
     К  75 – летию  Великой  Победы  в  центре  села  построена  Площадь  Памяти,  где  установлены  плиты  с именами  погибших  односельчан. Денежные   средства  были  собраны населением.  Это  нужно  потомкам,  чтобы  они  помнили  защитивших  их  героев.
     Издание  вызовет  интерес  у  многих  жителей  Забайкальского  края,  которые  увлекаются  легендами,  пришедшими  из  глубины  веков,  а  также  историей  своих  предков.

 
                                       М. Никифорова,  библиотекарь  МУК  МЦБ,  с.  Акша.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 49  50  51 

МУК "МЦБ" Акшинского муниципального округа
674230, Забайкальский край, с. Акша, ул. 1 Мая, д. 13.
Тел.    8-30-231-3-16-84
mail:   olia.bolotova2012@Yandex.ru