«Долг перед предками»
Обзор краеведческой работы М. Г. Сариевой
23 марта 2022
Предлагаем вашему вниманию обзор краеведческой брошюры, изданной в 2022 году методическим кабинетом МУК МСКО.
Автор – жительница Курулги – Манидари Галсановна Сариева. Называется работа: «Долг перед предками». Этнографические очерки.
М. Г. Сариева родилась в 1952 году в с. Курулга, работала фельдшером. Историей хамниган заинтересовалась еще в школьные годы и всю жизнь собирала материал. Сейчас работает над словарем хамниганского языка: курулгинский диалект, который признан в Монголии самым древним сохранившимся языком хамниган. М.Г.Сариева продолжает изучение истории хамниган и хочет добиться признания их малой нацией.
В начале автором подробно описана история возникновения и проведения обычая празднования Нового года. В давние времена Цаган Сару отмечали в сентябре, но в 1267 году Новый год стали отмечать в феврале в связи с окончанием суровой зимы и наступлением весны. Это праздник радости и обновления, он не только народный, но и религиозный, имеет глубокий сакральный смысл, для человека это вход в другой отрезок времени. Каждый буддист знает, что с обновленным сознанием он может улучшить не только личное пространство, но и весь окружающий мир. Очень важно в это время совершить необходимые обряды, чтобы Новый год был удачным, без ущерба и болезней.
По преданиям, Курулга была открыта Чингисханом, как место хуралов, больших собраний, состязаний племен, объединившихся в армию Чингисхана. Имя селу дал Чингисхан. Курулга - от слова хурал. Именно на курулгинской земле Чингисхан был провозглашен императором в 1206 году. На втором хурале в 1229 году был избран Хан Мункэ, который правил до 40-х годов. На третьем хурале в 1254 году был избран Хан Сурган чин, который правил до 1268 года. У потомков, живущих на месте хуралов, своя миссия: не покидать свою родину, содержать место съезда в хорошем состоянии. По преданию, во времена Чингисхана возле Курулги из песка создан большой курган, под которым погребены 1000 статуй Будды, ждущие своего открытия. Создавая курган, люди носили песок с Онона за 18-19 километров в деревянных кадках с коромыслом. Есть сведения о том, что здесь же, в 1924 году, в сопках зарыли в землю статую Бурхана – Бум Минтугва. Этот курган в пади Байца стал местом паломничества.
Примерно в 1204 году, разгромив ханство найманов, Чингисхан взял в плен ученого уйгура и поручил ему обучить всех своих сыновей, братьев, нукеров грамоте. В наше время эту письменность называют старомонгольской. Курулгинские хамнигане являются потомками племен Киданей, протомонголами. Истоками письменности считают традицию кочевых народов высекать слова на камнях. М.Г.Сариева считает, что коренное население в Курулге - это хамнигане. В 1960 – 1970 годах прошлого века здесь велись научные исследования бурятских диалектов. Ученые хотели составить диалектическую карту, но эта работа осталась незавершенной. Есть надежда, что история и язык хамниган будут изучаться в будущем. В Курулге многие разговаривают на хамниганском языке с детьми, родственниками, друзьями, соблюдают традиции.
В прошлом Курулга была богатым селом, люди занимались скотоводством, охотой. Мужчины несли службу по охране границы, стерегли свои стойбища от воров и бандитов. Женщины шили одежду, обувь, готовили пищу, воспитывали детей.
Первые русские прибыли в Курулгу в 1861 году. Их дети учились при Церкви, а дети коренных жителей обучались в Дацане. С 1926 года учителя обучали детей по домам за арендную плату. В начале 30 – годов в селе была построена Народная школа, в которой работали такие кружки: драматический, резьба по дереву, музыкальный, где осваивалась игра на гармони, балалайке, мандолине, гитаре, скрипке. При школе имелся трудовой лагерь, где ребята обрабатывали колхозные поля, ухаживали вместе с учителями и вожатыми за коровами, лошадьми, свиньями. В пади Жаргалантуй работала вторая 4-летняя школа, где детей обучали латинскому языку, также была хорошо организована работа кружков: музыкального, драматического, шахматного, художественной самодеятельности, моделирования. Для примера: Иван Силинский, посещая кружок моделирования, сделал модель самолета, который летал. Это был первый самолет, который увидели ребята.
После развала колхозов сельчане оформили земельные паи и активно работают, строят стоянки, вкладывая свои средства. Наблюдается в этом деле активность молодежи.
С теплотой пишет автор о жителях Курулги, их труде на благо села. В частности, говорится о библиотекаре - Кареловой Надежде Семеновне, участнице Великой Отечественной войны - Таловой Марии Матвеевне, рассказчице легенд - Батуевой Долгоржап, Батуеве Радна - веселом человеке, фронтовике, дошедшем до Берлина, сестрах Дагбаевых и многих других.
К 75 – летию Великой Победы в центре села построена Площадь Памяти, где установлены плиты с именами погибших односельчан. Денежные средства были собраны населением. Это нужно потомкам, чтобы они помнили защитивших их героев.
Издание вызовет интерес у многих жителей Забайкальского края, которые увлекаются легендами, пришедшими из глубины веков, а также историей своих предков.
Обзор краеведческой работы М. Г. Сариевой
23 марта 2022
Предлагаем вашему вниманию обзор краеведческой брошюры, изданной в 2022 году методическим кабинетом МУК МСКО.
Автор – жительница Курулги – Манидари Галсановна Сариева. Называется работа: «Долг перед предками». Этнографические очерки.
М. Г. Сариева родилась в 1952 году в с. Курулга, работала фельдшером. Историей хамниган заинтересовалась еще в школьные годы и всю жизнь собирала материал. Сейчас работает над словарем хамниганского языка: курулгинский диалект, который признан в Монголии самым древним сохранившимся языком хамниган. М.Г.Сариева продолжает изучение истории хамниган и хочет добиться признания их малой нацией.
В начале автором подробно описана история возникновения и проведения обычая празднования Нового года. В давние времена Цаган Сару отмечали в сентябре, но в 1267 году Новый год стали отмечать в феврале в связи с окончанием суровой зимы и наступлением весны. Это праздник радости и обновления, он не только народный, но и религиозный, имеет глубокий сакральный смысл, для человека это вход в другой отрезок времени. Каждый буддист знает, что с обновленным сознанием он может улучшить не только личное пространство, но и весь окружающий мир. Очень важно в это время совершить необходимые обряды, чтобы Новый год был удачным, без ущерба и болезней.
По преданиям, Курулга была открыта Чингисханом, как место хуралов, больших собраний, состязаний племен, объединившихся в армию Чингисхана. Имя селу дал Чингисхан. Курулга - от слова хурал. Именно на курулгинской земле Чингисхан был провозглашен императором в 1206 году. На втором хурале в 1229 году был избран Хан Мункэ, который правил до 40-х годов. На третьем хурале в 1254 году был избран Хан Сурган чин, который правил до 1268 года. У потомков, живущих на месте хуралов, своя миссия: не покидать свою родину, содержать место съезда в хорошем состоянии. По преданию, во времена Чингисхана возле Курулги из песка создан большой курган, под которым погребены 1000 статуй Будды, ждущие своего открытия. Создавая курган, люди носили песок с Онона за 18-19 километров в деревянных кадках с коромыслом. Есть сведения о том, что здесь же, в 1924 году, в сопках зарыли в землю статую Бурхана – Бум Минтугва. Этот курган в пади Байца стал местом паломничества.
Примерно в 1204 году, разгромив ханство найманов, Чингисхан взял в плен ученого уйгура и поручил ему обучить всех своих сыновей, братьев, нукеров грамоте. В наше время эту письменность называют старомонгольской. Курулгинские хамнигане являются потомками племен Киданей, протомонголами. Истоками письменности считают традицию кочевых народов высекать слова на камнях. М.Г.Сариева считает, что коренное население в Курулге - это хамнигане. В 1960 – 1970 годах прошлого века здесь велись научные исследования бурятских диалектов. Ученые хотели составить диалектическую карту, но эта работа осталась незавершенной. Есть надежда, что история и язык хамниган будут изучаться в будущем. В Курулге многие разговаривают на хамниганском языке с детьми, родственниками, друзьями, соблюдают традиции.
В прошлом Курулга была богатым селом, люди занимались скотоводством, охотой. Мужчины несли службу по охране границы, стерегли свои стойбища от воров и бандитов. Женщины шили одежду, обувь, готовили пищу, воспитывали детей.
Первые русские прибыли в Курулгу в 1861 году. Их дети учились при Церкви, а дети коренных жителей обучались в Дацане. С 1926 года учителя обучали детей по домам за арендную плату. В начале 30 – годов в селе была построена Народная школа, в которой работали такие кружки: драматический, резьба по дереву, музыкальный, где осваивалась игра на гармони, балалайке, мандолине, гитаре, скрипке. При школе имелся трудовой лагерь, где ребята обрабатывали колхозные поля, ухаживали вместе с учителями и вожатыми за коровами, лошадьми, свиньями. В пади Жаргалантуй работала вторая 4-летняя школа, где детей обучали латинскому языку, также была хорошо организована работа кружков: музыкального, драматического, шахматного, художественной самодеятельности, моделирования. Для примера: Иван Силинский, посещая кружок моделирования, сделал модель самолета, который летал. Это был первый самолет, который увидели ребята.
После развала колхозов сельчане оформили земельные паи и активно работают, строят стоянки, вкладывая свои средства. Наблюдается в этом деле активность молодежи.
С теплотой пишет автор о жителях Курулги, их труде на благо села. В частности, говорится о библиотекаре - Кареловой Надежде Семеновне, участнице Великой Отечественной войны - Таловой Марии Матвеевне, рассказчице легенд - Батуевой Долгоржап, Батуеве Радна - веселом человеке, фронтовике, дошедшем до Берлина, сестрах Дагбаевых и многих других.
К 75 – летию Великой Победы в центре села построена Площадь Памяти, где установлены плиты с именами погибших односельчан. Денежные средства были собраны населением. Это нужно потомкам, чтобы они помнили защитивших их героев.
Издание вызовет интерес у многих жителей Забайкальского края, которые увлекаются легендами, пришедшими из глубины веков, а также историей своих предков.
М. Никифорова, библиотекарь МУК МЦБ, с. Акша.