Четверг, 25.04.2024, 16:19&
Муниципальное учреждение культуры
"Межпоселенческая центральная библиотека"
Акшинского муниципального округа
                     
                                    
                                                  

ИСТОКИ

      250 лет назад, весной 1761 года, на Ононе было многолюдно, здесь собрались "тунгусы от родов добрых" с семействами, пожитками и скотом. Из них, по указу императрицы Елизаветы Петровны, формируется Тунгусский пятисотенный казачий полк. Занимаются этим предводитель тунгусских родов князь Павел Гантимуров и секунд- майор Иван Якобий (сын селенгинского пограничного коменданта В. Якобия). Тунгусов набрали на добровольных началах, потому что эти "люди самые ратные", исключили из ясачных податей и привели к присяге. Крещеные давали клятву по православному обычаю, некрещеные целовали ружье. Здесь же находятся несколько солдат Якут­ского полка, которые назначены старшими пограничных караулов, и русские нерчинские казаки (исполняли обязанности писарей и ефрей­торов караулов).

      После приведения к присяге и вруче­ния казенных коней "новоприборные" ка­заки направлены на караулы (Тохторский, Могойтуйский и т. д.). Вооружение ка­заков составляли лук со стрелами, ру­жья, пики, сабли (которые тунгусы изъ­явили желание купить самостоятельно). Следует сказать, что конные тунгусы - это представители древнейшего тунгусо - маньчжурского этноса, потомки средне­вековых чжурчженей, создавших импе­рию Цзинь. На Ононе истоки культуры тунгусов восходят ко временам новока­менного века, здесь были их "породные земли", их сокровенные, мистические места.

     В 1685 году родоплеменное объединение тунгусов князя Ган-Тимура вступи­ло "под руку Белого Царя" и приняло православие. И с этого времени тунгусы постоянно несли службу по защите интересов России в Забайкалье и Приаму­рье. Недавно обнаружено и исследовано одно из постоянных стойбищ тунгусских казаков из узонского рода - Царанхон.

      Из архивных документов известно, что в 18 веке это селение играло важную роль в пограничных де­лах и освоении наших мест русскими. Здесь находились не­которые старшины ясачных тунгусов и тунгусских казаков, отсюда велись землеустроительные работы.

      "Исполняющаго должность Верхнеудинского окружного землемера Донесение Июня 25 дня 1873 года № 108 с. Царанхон Господину Забайкальскому областному землемеру. Предписаниями поручено мне ввесть во владение землями в количестве 1518 десятин казакам Могойтуевского карау­ла, затем и отрезать 217 десятин во владение оседлых ино­родцев, проживающих в Царанхонском селении. Исп. Верхнеудинского и Баргузинского окружного земле­мера Гудков"

     В селение прибывали священники для крещения инородцев. Часто бывал в Царанхоне начальник Акшинской комендантской канцелярии Иван Осипович Разгильдяев и его сын Николай, ставший с 1809 года главным старшиной тунгусского полка. Разгильдяевы так же были выходцами из тунгусских родов.

      В  Царанхоне проводил изыскания извест­ный краевед, основатель областного музея А. К. Кузнецов и вывез отсюда для музея каменную плиту с древними письменами. И русские, и тунгусы занимались не толь­ко службой, но и тесно общались в житей­ских делах. Запись 1794 года Акшинской кре­пости Николаевской церкви гласит: "У крес­тьянина Потапа Потехина родился сын Ав­вакум. У коего восприемниками были: отцом - казак Егор Силинских, матерью - сотника Ивана Разгильдеева дочь Ольга девица". В записи за 1875 год читаем: "Ясашный Царанхонского селения Василий Григорьев Бурлаков православного вероисповедания, 18 лет, венчан первым браком с крестьянской девицей Усть-Илинского селения Анастасией Никифоровой Гавриловой, 18 лет. Поезжанными были: ясашные Перфин Потехин и Антон Потехин. Священ­ник Георгий Литвинцев, псаломщик Владимир Литвинцев".

      Впоследствии выходцы из Царанхона стали первопоселенцами некоторых сел, например, "из казаков поселенные" Степан Нижегородцев, Яков и Потап Потехины основали деревню Новоказачью. И тунгусы же стали зерном забайкальского гуранского народа.

      В конце XVIII - начале XIX веков в селении Царанхонском проживали: казаки С., Н., А. Потехины, крестьяне Б. Бронников, А. Иванов, П. Черемный, Г. Смолин, сотник Е. Нижегородцев, из казаков поселенные А. Бронников, А. Потехин, Р. Ниже­городцев, ясачный Е. Потехин, инородец А. Сымпилов, староста С. Базаров, пере­водчик инородец М. Рариндеев, старшина Ванчик, партионный сотник В. Улзуев. Также подлинно известны "находящиеся при этом селении 35 душ" в 1872 году: Г. Бурлаков, Е., Л., Т, А. Потехины, Ф., М. Соколовы, А. Старицын, А., Ф., Я. Павловы, сельский староста Трифон Потехин. Среди них были грамотные - Перфиль, Федор, Иван, Афанасий Потехины.

      Эти "тутошные люди разных сословий" несли постоянную службу на караулах, прокладывали дороги, строили и содержали переправы, разводили скот, сеяли хлеб и не один век создавали своеобразную, богатую и интересную культуру приононья. Все это еще раз подтверждает, что культурная история наших предков начиналась, вопреки устоявшемуся мне­нию, не с ссыльных бунтарей, декабристов да писателей- демократов, а создавалась не один век самим здешним народом. Жители древнего Царанхона остаются для нас не только строчками фамилий в архивах, но конкретными людьми, творившими здесь историю, чьи потомки до сих пор живут на этой земле.

                            

  монета (относится ко времени правления императо­ра Чуннин, 1102 г. н. э.)           

                                       

  нательные крестики (крест слева времен до эпохи раскола)

                                                       И. Судьин - краевед.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 49  50  51 

МУК "МЦБ" Акшинского муниципального округа
674230, Забайкальский край, с. Акша, ул. 1 Мая, д. 13.
Тел.    8-30-231-3-16-84
mail:   olia.bolotova2012@Yandex.ru