ИСТОКИ
250 лет назад, весной 1761 года, на Ононе было многолюдно, здесь собрались "тунгусы от родов добрых" с семействами, пожитками и скотом. Из них, по указу императрицы Елизаветы Петровны, формируется Тунгусский пятисотенный казачий полк. Занимаются этим предводитель тунгусских родов князь Павел Гантимуров и секунд- майор Иван Якобий (сын селенгинского пограничного коменданта В. Якобия). Тунгусов набрали на добровольных началах, потому что эти "люди самые ратные", исключили из ясачных податей и привели к присяге. Крещеные давали клятву по православному обычаю, некрещеные целовали ружье. Здесь же находятся несколько солдат Якутского полка, которые назначены старшими пограничных караулов, и русские нерчинские казаки (исполняли обязанности писарей и ефрейторов караулов).
После приведения к присяге и вручения казенных коней "новоприборные" казаки направлены на караулы (Тохторский, Могойтуйский и т. д.). Вооружение казаков составляли лук со стрелами, ружья, пики, сабли (которые тунгусы изъявили желание купить самостоятельно). Следует сказать, что конные тунгусы - это представители древнейшего тунгусо - маньчжурского этноса, потомки средневековых чжурчженей, создавших империю Цзинь. На Ононе истоки культуры тунгусов восходят ко временам новокаменного века, здесь были их "породные земли", их сокровенные, мистические места.
В 1685 году родоплеменное объединение тунгусов князя Ган-Тимура вступило "под руку Белого Царя" и приняло православие. И с этого времени тунгусы постоянно несли службу по защите интересов России в Забайкалье и Приамурье. Недавно обнаружено и исследовано одно из постоянных стойбищ тунгусских казаков из узонского рода - Царанхон.
Из архивных документов известно, что в 18 веке это селение играло важную роль в пограничных делах и освоении наших мест русскими. Здесь находились некоторые старшины ясачных тунгусов и тунгусских казаков, отсюда велись землеустроительные работы.
"Исполняющаго должность Верхнеудинского окружного землемера Донесение Июня 25 дня 1873 года № 108 с. Царанхон Господину Забайкальскому областному землемеру. Предписаниями поручено мне ввесть во владение землями в количестве 1518 десятин казакам Могойтуевского караула, затем и отрезать 217 десятин во владение оседлых инородцев, проживающих в Царанхонском селении. Исп. Верхнеудинского и Баргузинского окружного землемера Гудков"
В селение прибывали священники для крещения инородцев. Часто бывал в Царанхоне начальник Акшинской комендантской канцелярии Иван Осипович Разгильдяев и его сын Николай, ставший с 1809 года главным старшиной тунгусского полка. Разгильдяевы так же были выходцами из тунгусских родов.
В Царанхоне проводил изыскания известный краевед, основатель областного музея А. К. Кузнецов и вывез отсюда для музея каменную плиту с древними письменами. И русские, и тунгусы занимались не только службой, но и тесно общались в житейских делах. Запись 1794 года Акшинской крепости Николаевской церкви гласит: "У крестьянина Потапа Потехина родился сын Аввакум. У коего восприемниками были: отцом - казак Егор Силинских, матерью - сотника Ивана Разгильдеева дочь Ольга девица". В записи за 1875 год читаем: "Ясашный Царанхонского селения Василий Григорьев Бурлаков православного вероисповедания, 18 лет, венчан первым браком с крестьянской девицей Усть-Илинского селения Анастасией Никифоровой Гавриловой, 18 лет. Поезжанными были: ясашные Перфин Потехин и Антон Потехин. Священник Георгий Литвинцев, псаломщик Владимир Литвинцев".
Впоследствии выходцы из Царанхона стали первопоселенцами некоторых сел, например, "из казаков поселенные" Степан Нижегородцев, Яков и Потап Потехины основали деревню Новоказачью. И тунгусы же стали зерном забайкальского гуранского народа.
В конце XVIII - начале XIX веков в селении Царанхонском проживали: казаки С., Н., А. Потехины, крестьяне Б. Бронников, А. Иванов, П. Черемный, Г. Смолин, сотник Е. Нижегородцев, из казаков поселенные А. Бронников, А. Потехин, Р. Нижегородцев, ясачный Е. Потехин, инородец А. Сымпилов, староста С. Базаров, переводчик инородец М. Рариндеев, старшина Ванчик, партионный сотник В. Улзуев. Также подлинно известны "находящиеся при этом селении 35 душ" в 1872 году: Г. Бурлаков, Е., Л., Т, А. Потехины, Ф., М. Соколовы, А. Старицын, А., Ф., Я. Павловы, сельский староста Трифон Потехин. Среди них были грамотные - Перфиль, Федор, Иван, Афанасий Потехины.
Эти "тутошные люди разных сословий" несли постоянную службу на караулах, прокладывали дороги, строили и содержали переправы, разводили скот, сеяли хлеб и не один век создавали своеобразную, богатую и интересную культуру приононья. Все это еще раз подтверждает, что культурная история наших предков начиналась, вопреки устоявшемуся мнению, не с ссыльных бунтарей, декабристов да писателей- демократов, а создавалась не один век самим здешним народом. Жители древнего Царанхона остаются для нас не только строчками фамилий в архивах, но конкретными людьми, творившими здесь историю, чьи потомки до сих пор живут на этой земле.
монета (относится ко времени правления императора Чуннин, 1102 г. н. э.)
нательные крестики (крест слева времен до эпохи раскола)
И. Судьин - краевед.