Казаки. Забытая история
С 29 лет казаки обязаны были содержать в исправном состоянии только обмундирование и снаряжение, а лошадь приобретали при объявлении войны. В 33 года казаки на пять лет переводились в запасной разряд с содержанием седла. Запасники предназначались для пополнения убыли в полках в военное время, а в мирное выполняли различные служебные и охранные обязанности.
После 20 лет службы, в 38 лет, казаки выходили в отставку и могли быть призваны только в случае войны. В 1892 году была введена единая форма одежды для всех казачьих войск России, для каждого войска ввели свой цвет приборного сукна. У забайкальских казаков был принят желтый цвет лампасов, околышка фуражки, верха папахи. Желтый цвет считается у забайкальских казаков цветом сельскохозяйственного процветания.
В июне 1891 года Читу посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович (впоследствии император Николай II). Честь встречать цесаревича предоставлялась всем станичным атаманам Второго военного отдела, учебным сотням малолеток Акшинского округа. Казаками 2-й Чиндантской станицы Второго отдела на лошадях братьев Шестаковых было показано укрощение диких лошадей.
Казаки ловили в табуне необъезженную лошадь и надевали на нее узду. Лихой наездник, не заседлывая, вскакивал на дикарку, гнал ее вперед, пока она не выбьется из сил и не покорится воле человека. Николай Александрович, восхищаясь умелой джигитовкой, подарил ЗКВ трех арабских жеребцов для улучшения местной породы лошадей. Нужно сказать, что по количеству лошадей наше войско занимало одно из первых мест среди казачьих войск России. Как пишет исследователь забайкальского казачества Н. Смирнов, «Забайкальское войско росло и крепло. Это были золотые годы забайкальского казачества».
До 1917 года забайкальские казаки вольготно проживали на территории в 10 млн. десятин. Во Втором- отделе. земли числилось 106300 десятин. Но эти земли не использовались в полном объеме для хлебопашества. Казаки не владели прогрессивными методами агротехники, нередко нарушали сроки вспашки, посева. Да и климатические условия не благоприятствовали этому. Близость Яблонового хребта делала здесь климат суровым: летом — жара, зимой — морозы, ветра. Больше всего сеяли и собирали хлеба в Четвертом отделе, меньше всего во Втором.
Основой же богатства приононских и приаргунских станичников было скотоводство, в 1895 году насчитывалось 373859 голов скота. Разводили в первую очередь лошадей, КРС, верблюдов, овец и коз. Казачьи хозяйства можно было разделить на три категории:
- - 1 - 2 коровы, 2 - 3 лошади;
- - 8-10 коров, 12 - 15 лошадей;
- - 30 - 80 коров, 50 - 100 лошадей,
Казаков, не имевших ничего, было ничтожное количество, такое не допускалось казачьим обществом. Были и огромные хозяйства, по нескольку тысяч голов. Тяжелым трудом, работой от зари до зари было занято все, за исключением несших службу, население. Находясь в относительно равных условиях, одни казаки жили справно, другие еле сводили концы с концами. Трудиться нужно было с полной отдачей сил, знаний, времени, и кто так делал, тот процветал даже в тяжелых условиях климата. А кто ленился, бегал от хозяйства по сезонным работам пьянствовал, тот нищенствовал.
Стремясь скорее встать на ноги, выйти из нужды, казаки объединяли свои капиталы и вкладывали их в выгодные дела. Практически во всех поселках нашего отдела работали общественные маслобойни, кузницы, Развивалось огородничество. Возделывали огурцы, лук, турнепс, свеклу, табак, коноплю. Расширялись посевы картофеля. Трудясь на земле, станичники жили по естественному природному календарю. «Жили просто, о большом не загадывали. Ожеребилась Гнедуха — вот и радость: еще один конь вырастет. Зорька отелилась бычком — опять радость: через два-три года молодой бык будет, пахарь, вторую упряжку запрягать можно, а пахота на быках куда лучше, чем на конях. Просто жили, простому да малому радовались», — пишет в «Аргунеях» В. Балябина.
После многодневных постов, молебнов, очистившись от мирской скверны начинался рабочий период. Сев начинали во второй половине апреля до Егория вешнего, покос после праздника Кирики-улиты (15 июля ст. ст.). Умели работать — умели и праздновать. Особо почитаем был праздник Алексея Божьего человека — покровителя забайкальских казаков (17 марта ст, ст,). В этот день проводились парады - смотры казаков, торжественный молебен во славу войска. Также отмечались забайкальские народные праздники: Ильи-пророка, Духов день, Казанской Иконы Божьей матери — покровительницы забайкальских казачек. У каждого поселка (сотни) и села праздновался свой Престольный праздник. Сейчас все обычаи чисто местного характера этих праздников забыты.
До 1917 года в Акшивском округе действовали Собор С;в. Николая, Св. Иннокентия и Успения Пречистой Богородицы (Акта), церковь Михаила Архангела |Нарасун), церковь Трех Святителей (Усть-Иля), часовни во всех поселках и деревнях. После 1930 года все церкви и часовни осквернены и уничтожены. Священники были изгнаны и репрессированы. Казаку с детства внушали любовь к Богу, царю и Отечеству, воспитание строилось на беспрекословном почитании стариков и командиров. Казак в бою свято выполнял свой долг, стоя на позиции: у страны есть враг, его нужно уничтожить.
(продолжение следует) И. Судьин - краевед