Воскресенье, 13.07.2025, 02:28&
Муниципальное учреждение культуры
"Межпоселенческая центральная библиотека"
Акшинского муниципального округа
                     
                                    
                                                  

Казаки. Забытая история

      С 29 лет казаки обязаны были содержать в исправ­ном состоянии только об­мундирование и снаряже­ние, а лошадь приобретали при объявлении войны. В 33 года казаки на пять лет переводились в запасной разряд с содержанием сед­ла. Запасники предназнача­лись для пополнения убыли в полках в военное время, а в мирное выполняли раз­личные служебные и ох­ранные обязанности.

      После 20 лет службы, в 38 лет, казаки выходили в отставку и могли быть при­званы только в случае вой­ны. В 1892 году была введе­на единая форма одежды для всех казачьих войск России, для каждого войска ввели свой цвет приборно­го сукна. У забайкальских казаков был принят желтый цвет лампасов, околышка фуражки, верха па­пахи. Желтый цвет счита­ется у забайкальских казаков цветом сельскохозяйствен­ного процветания.

      В июне 1891 года Читу посетил наследник престо­ла цесаревич Николай Алек­сандрович (впоследствии им­ператор Николай II). Честь встречать цесаревича пре­доставлялась всем станич­ным атаманам Второго военного отдела, учебным сот­ням малолеток Акшинского округа. Казаками 2-й Чиндантской станицы Второго отдела на лошадях брать­ев Шестаковых было по­казано укрощение диких лошадей.

      Казаки ловили в табуне необъезженную лошадь и надевали на нее узду. Ли­хой наездник, не заседлы­вая, вскакивал на дикарку, гнал ее вперед, пока она не выбьется из сил и не покорится воле человека. Николай Александрович, восхищаясь умелой джиги­товкой, подарил ЗКВ трех арабских жеребцов для улучшения местной породы лошадей. Нужно сказать, что по количеству лошадей наше войско занимало одно из первых мест среди казачь­их войск России. Как пишет исследователь забайкальского казачества Н. Смирнов, «Забайкаль­ское войско росло и креп­ло. Это были золотые годы забайкальского казачества».

      До 1917 года забайкаль­ские казаки вольготно про­живали на территории в 10 млн. десятин. Во Втором- отделе. земли числилось 106300 десятин. Но эти зем­ли не использовались в пол­ном объеме для хлебопа­шества. Казаки не владели прогрессивными методами агротехники, нередко нару­шали сроки вспашки, посе­ва. Да и климатические ус­ловия не благоприятствовали этому. Близость Яблоно­вого хребта делала здесь климат суровым: летом — жара, зимой — морозы, ветра. Больше всего сеяли и собирали хлеба в Чет­вертом отделе, меньше все­го во Втором.

      Основой же богатства приононских и приаргун­ских станичников было ско­товодство, в 1895 году на­считывалось 373859 голов скота. Разводили в первую очередь лошадей, КРС, вер­блюдов, овец и коз. Ка­зачьи хозяйства можно было разделить на три ка­тегории:

  1. - 1 - 2 коровы, 2 - 3 лошади;
  2. - 8-10 коров, 12 - 15 лошадей;
  3. - 30 - 80 коров, 50 - 100 лошадей,

      Казаков, не имевших ни­чего, было ничтожное ко­личество, такое не допус­калось казачьим общест­вом. Были и огромные хо­зяйства, по нескольку ты­сяч голов. Тяжелым трудом, рабо­той от зари до зари было занято все, за исключением несших службу, население. Находясь в относительно равных условиях, одни ка­заки жили справно, другие еле сводили концы с кон­цами. Трудиться нужно бы­ло с полной отдачей сил, знаний, времени, и кто так делал, тот процветал даже в тяжелых условиях кли­мата. А кто ленился, бе­гал от хозяйства по сезон­ным работам пьянствовал, тот нищенствовал.

      Стремясь скорее встать на ноги, выйти из нужды, казаки объединяли свои ка­питалы и вкладывали их в выгодные дела. Практически во всех поселках нашего отдела работали общест­венные маслобойни, кузни­цы, Развивалось огородни­чество. Возделывали огур­цы, лук, турнепс, свеклу, табак, коноплю. Расширялись посевы картофеля. Трудясь на земле, станич­ники жили по естественно­му природному календарю. «Жили просто, о большом не загадывали. Ожереби­лась Гнедуха — вот и ра­дость: еще один конь вы­растет. Зорька отелилась бычком — опять радость: через два-три года молодой бык будет, пахарь, вторую упряжку запрягать можно, а пахота на быках куда лучше, чем на конях. Про­сто жили, простому да ма­лому радовались», — пи­шет в «Аргунеях» В. Балябина.

      После многодневных по­стов, молебнов, очистив­шись от мирской скверны начинался рабочий период. Сев начинали во второй половине апреля до Егория вешнего, покос после пра­здника Кирики-улиты (15 июля ст. ст.). Умели работать — умели и праздновать. Особо почи­таем был праздник Алексея Божьего человека — покровителя забайкальских казаков (17 марта ст, ст,). В этот день проводились парады - смотры казаков, торжественный молебен во славу войска. Также отмечались забайкальские на­родные праздники: Ильи-пророка, Духов день, Ка­занской Иконы Божьей ма­тери — покровительницы забайкальских казачек. У каждого поселка (сотни) и села праздновался свой Пре­стольный праздник. Сейчас все обычаи чисто местного характера этих праздников забыты.

      До 1917 года в Акшивском округе действовали Собор С;в. Николая, Св. Иннокентия и Успения Пречистой Богородицы (Акта), цер­ковь Михаила Архангела |Нарасун), церковь Трех Святителей (Усть-Иля), ча­совни во всех поселках и деревнях. После 1930 года все церкви и часовни оск­вернены и уничтожены. Священники были изгнаны и репрессированы. Казаку с детства внуша­ли любовь к Богу, царю и Отечеству, воспитание строи­лось на беспрекословном почитании стариков и ко­мандиров. Казак в бою свято выполнял свой долг, стоя на позиции: у страны есть враг, его нужно унич­тожить.

(продолжение следует)                                                                                                                И. Судьин - краевед

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 52  53  54 

МУК "МЦБ" Акшинского муниципального округа
674230, Забайкальский край, с. Акша, ул. 1 Мая, д. 13.
Тел.    8-30-231-3-16-84
mail:   olia.bolotova2012@Yandex.ru